В ближайшие годы мы станем свидетелями больших изменений в том, каким образом бизнес использует ИТ. Будущий ИТ-ландшафт предприятий будет лишь отчасти напоминать то, как он устроен сегодня. Но вначале бизнес должен привыкнуть к тому, что потреблять ИТ можно по-другому. 
 
Бизнес должен изменить свое потребление ИТ

Если сравнивать ИТ с электроосвещением, то до недавних пор на рынке обсуждались исключительно преимущества тех или иных лампочек. Но бизнес нуждается не в лампочках, а в самом свете. В данном случае свет – это ИТ-сервис. 

Идея о том, что конечному потребителю нужен сервис, а не составляющие его компоненты, ведет нас к тому, что ландшафт ИТ-инфраструктуры и характер ее использования будут все больше осуществляться в рамках сервис-ориентированной модели. А она позволяет потреблять ресурсы ИТ-инфраструктуры и в виде аутсорсинга. 

Это приведет к тому, что появятся компании, для которых услуги по сдаче в аренду ИТ-инфраструктуры станут основным бизнесом. Они будут провайдерами ИТ-инфраструктур для множества организаций.

Инсорсинг или аутсорсинг?

Если посчитать реальную стоимость владения ИТ-сервисами внутри и сравнить ее со стоимостью приобретения их снаружи, то картина очень часто складывается не в пользу инсорсинга. Просто посчитать нужно тщательнее. Многие склонны учитывать только стоимость оборудования. На самом деле это менее половины затрат в структуре стоимости владения. 

Например, небольшой сервер, пригодный для функционирования вспомогательного приложения, стоит $3-4 тыс. Но в год он только электроэнергии (с учетом теплоотвода) потребляет приблизительно на $400-500. За три-четыре года (типичный срок эксплуатации) стоимость только электроэнергии будет соизмерима с его стоимостью как оборудования. Помимо этого есть другие элементы в структуре стоимости владения сервером. Например, необходимо учесть стоимость ресурсов ЦОД. Сервер необходимо установить в стойку в датацентре, обеспечить ему электропитание, охлаждение и и безопасность. В конце концов, его кто-то должен обслуживать – это только кажется, что услуги внутренних специалистов бесплатны. Если учесть все статьи, которые генерируют затраты, связанные с содержанием ИТ-сервиса внутри с альтернативным вариантом приобретения его снаружи, то, по нашим расчетам, в большинстве случаев это экономически оправдано. 

Однозначный позитив аутсорсинга 

При аутсорсинге значительно возрастает степень контроля над уровнем потребляемых сервисов. У бизнеса появляется реальный инструмент управления рисками, связанными с информационной системой, в частности – ее инфраструктурой. 

Ведь ключевым моментом в модели аутсорсинга является договор об уровне обслуживания, который заключается между потребителем и провайдером услуги. Он подразумевает ответственность за нарушение заданных параметров инфраструктурных сервисов. С точки зрения управления рисками этот момент принципиальный, поскольку у модели инсорсинга эту ответственность фактически невозможно зафиксировать. Ведь внутренняя ИТ-служба за свои ошибки не отвечает ничем, кроме как зарплатой и рабочим местом. Это несравнимо с возможными потерями, которые понесет бизнес в случае неправильной организации работы ИТ-инфраструктуры. А при аутсорсинге компания может получить компенсацию от провайдера, которая хотя бы частично покроет причиненный ущерб.

Таким образом, вынос функции за пределы организации дает бизнесу возможность с большей точностью прогнозировать риски, связанные с этой деятельностью, и учитывать их в общей модели бизнеса. Данный способ потребления ИТ-инфраструктуры становится для бизнеса более прозрачным и прогнозируемым.

Причины перехода бизнеса на аутсорсинг ИТ-сервисов

Помимо контроля рисков поводом для перехода на аутсорсинг будет необходимость бизнеса достигать высокой эффективности работы, сохранять конкурентоспособность. Если риски и стоимость различных способов реализации функции можно оценить в деньгах, то эти параметры можно включить в рассмотрение модели бизнеса – будь это банковский бизнес, производство, ритейл или что-то еще. И тогда вопрос о том, каким образом получить данную функцию, становится вопросом эффективности данной бизнес-модели.

Можно даже отойти от содержательной части информационной системы – высшее руководство никогда не будет вникать в технические тонкости: где проведена виртуализация, где установлены кондиционеры… Оно оперирует стоимостью функции и рисками, которые с ней связаны. И, естественно, ее востребованностью. 

Поэтому все больше представителей среднего и крупного бизнеса часть своих инфраструктурных функций будет выносить на аутсорсинг. Этот процесс начнется с нижележащих технологический слоев (инженерная инфраструктура ЦОД), и начало его уже можно наблюдать.

Внутри информационных систем можно выделить три основных слоя: ИТ-сервисы, бизнес-приложения как основа ИТ-сервисов, и инфраструктура – общая среда, поддерживающие предыдущие слои. 

Сейчас готовность бизнеса отдавать некие функции внешнему исполнителю в этих трех слоях очень неравномерна. Наиболее готовыми являются низкие слои, и пересмотр своего отношения к ИТ и способов его потребления начинается с уровня ИТ-инфраструктуры. Потому что, во-первых, он более зрелый, а во-вторых – более далек от бизнеса. На него больше влияния оказывают ИТ-службы, чем бизнесмены, которые даже и не знают, что происходит в этом «машинном отделении». 

Примером тому может служить то, что за последний год появился достаточно высокий спрос на аренду ЦОДов. То есть, вынос инженерной инфраструктуры наружу и потребление ее в виде аутсорсинга. Следующим шагом будет вынос вычислительной инфраструктуры. 

Геннадий Карпов, директор по технологиям в компании De Novo