Эра многофункциональных операторов связи, которые занимались и контент-услугами, и тарифными планами для многочисленных групп абонентов и жестко регулировали пропуск трафика, если не заканчивается, то, по-видимому, претерпевает серьезные изменения. Об этом, в частности, говорили специалисты на II Международной конференция и выставке “Эволюция мобильных услуг. Россия и СНГ”, которая прошла в конце сентября в Москве. Грозные телефонные компании, лимитирующие все типы услуг, похоже, останутся в прошлом вместе с сетями второго поколения, поскольку с развитием уже построенных сетей 3G им придется модифицировать свои бизнес-модели.

Теперь операторы “большой тройки” уже не смогут остаться в стороне с формулировкой “мы телефонная компания”: даже не для повышения доходов, а для их стабилизации на текущих показателях им придется менять свое представление о работе на рынке связи и кроме всего прочего развивать несколько новых для себя направлений деятельности. К примеру, более плотно работать с оборудованием для мобильных пользователей. “Считаете, одних мобильных модемов хватит для того, чтобы обеспечить оператору нужный индекс инноваций?” — задавались риторическим вопросом участники конференции в кулуарах. Вряд ли. Именно провайдеру мобильной связи, а не торговым сетям важнее обеспечить своих абонентов полной и стройной линейкой устройств, раскрашенных в фирменные цвета компаний связи. Такие линейки должны включать в себя как минимум мобильный модем, гибридный хотспот (часто — мобильный и легкий, с автономным питанием), мобильный ПК со встроенным и преднастроенным для немедленной работы мобильным модемом, а также многочисленные смартфоны и коммуникаторы. Начало этому процессу положено, и операторы пока осторожно, но все-таки работают с вендорами из Китая напрямую. У всех крупных провайдеров связи уже есть свои USB-донглы, решения UMTS/Wi-Fi (правда, пока громоздкие — миниатюрные предлагают только “Скай Линк” и “Скартел”); кроме того, “МегаФон” выпустил нетбук со встроенным UMTS-модулем, (на сегодня он реализуется без всяких дотаций). “Комстар — ОТС” и МТС уже рассматривают возможность вывода на рынок единого устройства, с помощью которого пользователь получит доступ либо к сети мобильного WiMAX, либо к сети 3G. Скорее всего это будет мобильный ПК (более вероятно — не очень дорогой нетбук) или, менее вероятно, внешний мобильный USB-модем. Но для этого надо как минимум обеспечить клиенту единый счет для спокойного функционирования данной услуги — возможно, они смогут это реально организовать после слияния компаний, которое намечается в ближайшем будущем.

Еще одно изменение ждет тарифные планы (ТП) на доступ в Сеть. Как известно, тарифов “для всех” нет уже давно. Но пока это касалось только ТП для голоса. Теперь эра спецтарифов приходит и в сегмент мобильной передачи данных, и кроме жонглирования ценой в зависимости от времени суток и округления тарификации по 100 кб несколько раз в час операторам придется серьезно подумать, чем привлечь потребителей. Такой разумный подход будет новым только для стран СНГ и России, в США и Западной Европе подобные ТП давно действуют.

Были определены и основные направления для совершенствования: выделение в отдельную часть ТП всех предложений для любителей торрентов (их не больше 5—7% в любой сети) и загрузки “тяжелого контента” по мобильным каналам доступа. Если оставить таких абонентов без внимания, то они своими усилиями способны “положить” сеть любого оператора связи, как в свое время было с безлимитными ТП “Скай Линка”. Очевидно, им будет предоставлена не самая скоростная, но стабильная полоса пропускания — это позволит ограничить их аппетиты, не оттолкнув весьма привлекательную целевую аудиторию абонентов. Еще одна часть пользователей получит ТП с максимально возможной скоростью, но с ограничением по трафику (обычно бизнес-пользователи являются основной целевой аудиторией этого предложения). Основная же масса абонентов получит средненормативную и далеко не всегда гарантированную полосу пропускания “по реальной загрузке сети”, но и платежи за такой тип доступа будут минимальными. Кроме того, будет внедрена жесткая позиция разделения уровня доступа в зависимости от ARPU — преимущество получат только те абоненты, которые будут готовы за это заплатить. Отдельные приоритеты могут быть установлены для особых типов трафика — IPTV, видеозвонки, загрузка фильмов и т. д., благо, современные системы биллинга это позволяют.

В данном случае можно отметить опыт “Укртелекома”, который развивает 3G-сети уже в течение двух лет. К примеру, средняя цена трафика там составляет шесть десятых цента за 1 Мб при среднем потреблении 1 Гб в месяц на пользователя. Сравним это с 50—100 Мб данных, которые потребляют в среднем российские абоненты — теперь понятно, что нашему рынку передачи данных еще есть куда расти. К слову, 90% доходов “УкрТелекома” (так называемый “индекс инноваций”) составляют поступления от интернет-трафика, а “на голос” приходится только 10% (этот рынок на Украине подвержен жесткой конкуренции даже с нулевыми тарифами).

В целом, по меткому выражению участников конференции в кулуарах, “мобильный интернет — это тот джинн, которого нельзя удержать в бутылке”. Как только операторы предоставляют пользователям действительно мобильный и скоростной доступ в Сеть, уверен Ильдар Хисматуллин, руководитель направления по развитию бизнеса LTE в России и СНГ компании Alcatel-Lucent, они стимулируют их потреблять гораздо больше трафика для VoIP, IPTV, торрент-сетей и т. д. В то же время конкурировать по контенту с видеохостингами, социальными сетями у операторов не получится никогда. Оператор обеспечивает транспорт для доступа в Сеть (в том числе и для проектов MVNO), зарабатывает на том, что он умеет хорошо делать, и не пытается соревноваться по качеству сервисов со всем Интернетом. Это просто бессмысленно.