Решить проблему подготовки высококвалифицированных специалистов можно только при помощи диалога между бизнесом и властью. Представители крупных украинских компаний согласились поделиться своими взглядами на современную систему образования и возможные пути решения этой проблемы.
Представителям компаний мы задали следующие вопросы:
1. Из каких вузов ваша компания приглашает специалистов?
2. Как ваша компания оценивает квалификацию выпускников?
3. Что следовало бы изменить в современной образовательной системе Украины?
4. Какие образовательные инициативы предлагает ваша компания?
Ольга Киселёва, начальник отдела маркетинга и продаж “Мирасофт Групп”
1. В первую очередь, это вузы, которые имеют хорошую техническую базу, а также уделяют достаточное внимание изучению иностранных языков — Национальный технический университет “Киевский Политехнический Институт”, Киево-Могилянская Академия, Киевский национальный университет им. Т. Шевченко.
2. По данным Госкомстата Украины, ежегодно украинские вузы выпускают около 30 тысяч технических специалистов, которые обладают знаниями и квалификацией для работы в ИТ-отрасли. На первый взгляд, количество выпускаемых специалистов кажется достаточным; другой вопрос — насколько они подготовлены к практической работе. К сожалению, одной из ключевых проблем является несоответствие уровня подготовки наших выпускников современным требованиям ИТ-индустрии.
3. Сегодня высшая школа обеспечивает студентов фундаментальными знаниями, но, к сожалению, не уделяет внимания современным подходам и ИТ-технологиям. Хотя, конечно, есть и исключения, когда в учебные программы начинают включать курсы Java-программирования и другие востребованные технологии. Очень важно, чтобы вузы учитывали развитие отрасли, ее требования, а также активно взаимодействовали с ИТ-компаниями.
Кроме того, для освоения некоторых направлений студенту вообще нет необходимости получать степень магистра. Во многих странах имеются успешные примеры, когда учебные заведения после 3—4 лет специализированного обучения выпускают квалифицированных специалистов, востребованных ИТ-отраслью, — тестировщиков, кодировщиков.
Сегодня в Украине ощущается нехватка квалифицированных разработчиков. Решить эту проблему уже в ближайшее время можно при помощи развития среднего специального образования. И для этого совсем не обязательно делать упор исключительно на подготовку менеджеров и магистров. Нужно установить баланс в подготовке молодых учёных и технических специалистов, которые не планируют заниматься наукой.
4. “Мирасофт Групп” постоянно уделяет внимание повышению квалификации своих сотрудников. Для распространения уникальных знаний, приобретенных в ходе работы, между сотрудниками разных проектов организуются встречи по обмену опытом. Наша компания сотрудничает с вузами, активно привлекает студентов как старших, так и младших курсов для прохождения практики и стажировки. На протяжении этого периода у молодых специалистов есть возможность проявить себя, быть принятыми на работу и получить возможность карьерного роста.
Кроме того, “Мирасофт Групп” участвует в Программе развития ООН (UNDP, United Nations Development Programm), в рамках которой проводятся встречи и конференции с ведущими украинскими вузами, на которых есть возможность обговорить основные направления сотрудничества высшей школы и бизнеса. Руководители компании принимают активное участие во встречах с ректорами и деканами украинских вузов. Представитель нашей компании возглавляет рабочую группу Human Resources ассоциации “ИТ-Украина”. Вместе с другими ведущими компаниями-разработчиками “Мирасофт” принимает участие в формировании предложений в области реформирования образования, работает над механизмами развития сотрудничества высшей школы и бизнеса.
Алла Навроцкая, менеджер по персоналу ДП “Е-Консалтинг”
1. Компания “Е-Консалтинг” приглашает специалистов из ведущих учебных заведений Украины. Это, несомненно, университет “Киево-Могилянская Академия”, Киевский национальный университет им. Т. Шевченко, Торгово-экономический университет, Киевский национальный университет строительства и архитектуры, а также вузы Харькова и Донецка.
2. Квалификация сегодняшних выпускников оставляет желать лучшего, за исключением талантов, которые во время учёбы активно работали на кафедрах или подрабатывали на предприятиях.
3. В современной образовательной системе необходимо повысить ответственность студента, поднять уровень знаний и требований, необходимых для поступления, внедрить общегосударственные аккредитации множества вузов с сомнительными лицензиями, работать над улучшением уровня подготовки профессорско-преподавательского состава вузов и внедрить схему обязательной работы выпускников по специальности. К сожалению, на сегодняшний день наличие диплома еще не означает наличие знаний.
4. Наша компания не выдвигает активных образовательных инициатив, поскольку в настоящее время идёт реформа высшей школы, и инициативы будут целесообразны только после её завершения. Если считать семинары, проводимые нашей компанией, то мы определенно вносим свой вклад в развитие отечественной IT-индустрии и подготовку профессиональных специалистов.
Татьяна Калашник, руководитель HR-отдела корпорации PrioCom
1. КПИ, Киевский национальный университет им. Т. Шевченко, Киевский институт связи.
2. Как базовую, знание теории без применения на практике.
3. Искать возможности применения изученного на практике, например, в рамках совместных проектов, стажировок в технических компаниях. Возможно, заключать договора с крупными производителями аппаратного обеспечения, организовывать лаборатории для обучения работе с ним.
Необходимо пересмотреть учебные планы и добавить несколько дисциплин, таких как проектный менеджмент. Подход должен быть профессиональным с точки зрения анализа потребностей компаний-работодателей. Осуществить так называемый gap analysis, работать над устранением несоответствий и предлагать на рынке обучение уже востребованным профессиям.
4. Количество выпускников НТУУ “КПИ” в организации весьма велико: от технических специалистов до специалистов по маркетингу. Безусловно, КПИ — это базовый вуз, его выпускники подходят нам по всем направлениям. И, конечно, PrioCom понимает важность связи производства и образования.
С кафедрой автоматизации управления технических систем (АУТС) (заведующий кафедрой — Сергей Федорович Теленник) мы работаем довольно давно и в нескольких направлениях. Компания снабжает кафедру техническими материалами, брошюрами, книгами, помогает в создании методических материалов. Поставляется техническое оборудование для организации лабораторных работ.
В настоящее время подписан рамочный договор между кафедрой АУТС и компанией PrioCom о создании нами лаборатории информационных технологий. PrioCom берет на себя полностью техническое оснащение научно-учебного класса техническими и программными средствами: 12 рабочих станций, сетевое оборудование.
Эта учебно-научная лаборатория будет использоваться в следующих направлениях: в первой половине дня обучение по университетской программе, во второй половине дня — работа аспирантов и научных сотрудников по моделированию различных сред. Специалисты кафедры в качестве руководителей рабочих групп будут вести проекты для решения производственных задач PrioCom.
Помимо научно-учебного класса, по заказу PrioCom кафедра АУТС разрабатывает несколько специальных курсов по сетевым технологиям и технологиям программирования.
PrioCom участвует в подготовке конференций, организуемых кафедрой, является партнером конкурса “Интернет глазами молодёжи”.
Александр Лысенко, специалист отдела маркетинга компании Alcatel
3. Образовательная система Украины хорошо построена и продумана, но изменились реалии рынка. Поэтому систему нужно адаптировать к современным по-требностям — давать не общее образование, а более узкое, основанное на постоянном мониторинге потребностей рынка и качественном анализе его возможных изменений и тенденций.
4. Наша компания основала программу по поддержке университетов связи.
“Вместе с Alcatel” — это программа сотрудничества компании Alcatel и ведущих университетов связи Украины. Программа включает различные меро-
приятия по работе со студентами, аспирантами, докторантами и преподавателями университетов.
Основная цель программы — при поддержке рабочих групп, созданных в каждом учебном заведении, обеспечить университеты информацией о новых достижениях компании в сфере телекоммуникаций, помочь в организации учебного процесса.
Alcatel планирует предоставлять одноразовую премиальную стипендию лучшим студентам, которых определит рабочая группа университета и представители компании.
Кроме того, Alcatel намерена отметить ценными подарками лучшие дипломные работы. Лауреат конкурса будет премирован поездкой в Центр научных исследований компании Alcatel в Штутгарте (Германия).
Помимо перечисленного, Alcatel планирует на бесплатной основе предоставлять библиотекам университетов книги по тематике ИТ, телекоммуникаций и экономики, а также демонстрационное оборудование для использования в учебных целях. В планах компании также — регулярное проведение для студентов и преподавателей вузов Украины семинаров по тематике “Современные телекоммуникационные технологии”.
Дмитрий Нестерчук, координатор по маркетинговым коммуникациям “Эрикссон Украина”
1. В основном это ведущие технические вузы страны, такие как Киевский государственный университет информационно-коммуникационных технологий (КГУИКТ), Одесская академия связи им. Попова, КПИ. Однако список весьма обширен — более 15 высших учебных заведений (среди них НАУ, КМА, КНУ им. Шевченко и другие).
4. “Эрикссон” видит свою задачу не только в предоставлении заказчикам передовых технологических решений и услуг, но и в активном участии в профессиональном развитии молодых связистов Украины.
Начиная с прошлого года компания “Эрикссон” проводит конкурсы для студентов и (с 2005 г.) стажировки для выпускников лучших технических вузов Украины.
С 2004 года “Эрикссон” под патронатом Государственного департамента по вопросам связи и информатизации проводит в Украине конкурс среди студентов украинских вузов.
В частности, в прошлом году конкурсантам предлагалось придумать идею новой услуги для мобильной связи в одной из трех категорий: “Игры”, “Развлекательные приложения” или “Бизнес-приложения”. Сложность задания заключалась в том, что от участников конкурса требовалось не только чётко объяснить идею услуги, но и предложить ее программную реализацию (в форме исходных кодов). Кроме того, нужно было перечислить телефонные аппараты, на которых тестировалась работоспособность приложения.
Тема конкурса 2005 г. — создание мобильного портала. Участникам конкурса предлагается провести анализ имеющегося или потенциального рынка неголосовых услуг для абонентов мобильной связи определенного региона. На основании анализа — предложить идею создания мобильного портала, определить основные целевые аудитории, обосновать целесообразность проекта с точки зрения привлекательности для абонентов. Каждой из целевых аудиторий должен быть предложен свой набор сервисов; одна уникальная услуга — разработана и описана детально. Преимущество будет отдано авторам, которые предложат оригинальные сервисы и обоснуют потенциальную востребованность уникальной услуги с коммерческой точки зрения как минимум 30-ю процентами населения избранного региона. Победители получат денежные призы и ценные подарки.
У компании “Эрикссон” есть программа стажировки для выпускников. В январе 2005 года начался конкурсный отбор, в котором принимали участие лучшие выпускники технических вузов Украины. Все кандидаты прошли серию тестов, интервью с руководителями отделов и представителями управления персоналом и в апреле приступили к стажировке в киевском офисе “Эрикссон”. Программа рассчитана на шесть месяцев и состоит из нескольких частей: общее знакомство с компанией на вводной программе, изучение технических курсов в Тренинг-центре “Эрикссон” и работа с оборудованием “Эрикссон” непосредственно в текущих проектах компании.
У каждого из стажеров есть так называемые наставники — опытные сотрудники “Эрикссон”, которые помогают новичкам эффективнее и быстрее начать свою карьеру в нашей компании. Сейчас стажерам выплачивается стипендия, а при успешном выполнении всей программы стажировки молодым специалистам будет предложена постоянная работа в компании “Эрикссон”.
В связи с динамичным ростом бизнеса компании в Украине и потребностью в молодых, талантливых и готовых учиться новому сотрудниках мы планируем проводить подобные программы ежегодно.
Владимир Шило, руководитель учебного центра компании “МУК”
2. Рассматривая кандидатуру потенциального сотрудника, мы обязательно изучаем технический опыт человека и где он учился. Существует “золотой список” учебных заведений и факультетов, выпускники которых априори считаются подходящими претендентами на технические должности. Если подбираем людей на позиции помощников или консультантов в проектные отделы или подразделения, занимающиеся сложными технологиями, желательно, чтобы кандидаты доказали свое знание технологий, с которыми им придется работать, и уже получили подтверждающие это сертификаты международного образца. Хотя, если приходит человек и предъявляет сертификат, полученный в нашем учебном центре, мы это засчитываем как “плюс”. Потому что он учился, и в данном случае учился по очень качественным программам.
Если говорить об отделе продаж, то там все далеко не столь однозначно, и не в последнюю очередь это связано с тем, что продавец — это все же призвание. Ряд наших сотрудников, которые сейчас показывают очень хорошие результаты, пришли к нам без профессиональных навыков. Опыта продаж сложной техники у них не было, естественно, не было и сертификатов. Тем не менее они состоялись как профессионалы по продажам сложных решений.
3. Вычислительный центр Киевского национального университета имени Т. Шевченко, с которым мы сотрудничаем на протяжении пяти лет, — яркий пример того, что правильный подход к делу и толковое руководство могут принести очень хорошие плоды. ВЦ фактически был создан “с нуля”, и его возглавили компетентные руководители, собравшие грамотную команду. На данный момент они развернули на базе ВЦ целый ряд проектов — достаточно упомянуть Региональную академию Cisco, признанную лучшей в СНГ по итогам 2004 г., Академию Microsoft, где читается рекордное количество тренингов, или проект с корпорацией Intel по созданию лаборатории кластерных вычислений. Последняя сформирована вокруг знаменитого кластера ВЦ КНУ, который до прошлого года был самым мощным вычислительным ресурсом страны. Вычислительные мощности кластера обеспечиваются трудом группы профессиональных специалистов по параллельному программированию. Там выполняются задачи по ядерной энергетике, биофизике и т.п. — вся страна там считает.
Толковые и талантливые студенты технических специальностей КНУ получают в таких условиях доступ на передний край технологий, включая аппаратные ресурсы, программное обеспечение (причем с этим строго — оно либо легальное, либо с открытым кодом), перечень разнообразных проектов, в которых они могут принимать участие, учебные программы от лидеров компьютерного мира и даже возможность получить сертификат международного образца от солидной IT-компании еще на студенческой скамье.
По-моему, в университете создан серьезный инкубатор для IT-проектов. КНУ сам боролся за проекты, которыми сейчас занимается, и зачастую сам же их и финансировал полностью или частично. Люди ценят то, что они имеют дело с передовыми разработками, и то, что альма-матер отправляет их на стажировки за рубеж. В такой системе очень низкая кадровая текучесть. И я считаю нормальной практикой, когда преподаватели университетов и вузов параллельно с основной работой выступают консультантами, что давно уже практикуется нашими западными коллегами. Думаю, этот опыт можно тиражировать в масштабах всей страны.
Анатолий Ганин, руководитель Центра компетенции департамента Siemens Communications ДП “Сименс Украина”
1. Прежде всего, это Одесская национальная академия связи им. Попова, НТУУ “КПИ”, Киевский национальный университет им. Шевченко. Уровень подготовки технических специалистов во всех этих вузах вполне отвечает нашим требованиям. Конечно, у нас есть сотрудники, закончившие и другие технические учебные заведения.
2. В целом можно сказать, что квалификация украинских выпускников достаточно высока. Кроме полученных за время обучения базовых знаний, они обладают способностью к саморазвитию и самосовершенствованию (во всяком случае, это можно сказать о тех, кто работает в нашей компании), в чем большая заслуга и учебных заведений.
3. В последние годы изменения на телекоммуникационном рынке происходят стремительно: бурно развиваются новые технологии, постоянно появляются новые решения и оборудование, что-то устаревает или не принимается рынком. И хотя я положительно оцениваю уровень знаний в сфере телекоммуникаций выпускников технических вузов, считаю, что сегодня необходимо больше внимания уделять новым технологиям и продуктам, как в теоретическом, так и практическом аспекте.
4. Департамент Siemens Communications в Украине, как и концерн Siemens в целом, уделяет серьезное внимание программе образования молодых специалистов. В июне этого года мы заключили договор с Одесской академией связи, в рамках которого оказывается поддержка в реализации научно-образовательных программ. Оборудована специальная лаборатория для практических занятий по коммутации, доступу и организации линий связи на базе техники Siemens. Специалисты Учебного института Siemens в Украине приглашены для чтения лекций, руководства дипломными проектами, а преподаватели Академии могут проходить стажировку в Институте по новым решениям и оборудованию Siemens. Теперь студенты будут проходить практику в нашем департаменте, а для лучших из них — учреждены именные стипендии и предоставлена возможность остаться работать у нас по окончании обучения.
Но это далеко не единственный наш проект в сфере образования в Украине. Самым первым стало создание Немецкого технического факультета в Донецком государственном техническом университете совместно с Магдебургским университетом при поддержке концерна Siemens. Наша компания создала и полностью оснастила компьютерной техникой и тестовыми обучающими приборами лабораторию, в которой уже 13 лет проходят подготовку студенты по пяти техническим специальностям. Кроме того, все желающие студенты могут пройти практику в ДП “Сименс Украина” и Инженерно-техническом центре Siemens в Донецке. Лучшие выпускники факультета работают на предприятиях Siemens в Европе и Украине.
Наталья Лысенко, менеджер по маркетинговым коммуникациям компании “Cisco Systems Украина”
3. В вузах необходимо более широко использовать возможности ИТ в сфере обучения: электронное и дистанционное обучение, онлайн-тестирование, видеоконференции, кампусные компьютерные сети и т.д.
4. Необходимо организовать подготовку ИТ-специалистов в соответствии с существующим спросом на рынке труда. Для реализации этой задачи хотелось бы пожелать учебным заведениям активнее сотрудничать с бизнес-структурами. Государству следовало бы поработать над улучшением условий труда преподавателей, чтобы предотвратить утечку светлых голов из системы образования в бизнес.
Согласно недавним исследованиям украинского представительства Cisco, в ближайшее время наиболее востребованными на украинском корпоративном рынке будут информационная безопасность и IP-технологии. Активному развитию беспроводных технологий препятствует необходимость лицензирования частот, но если ситуация изменится, то в этом сегменте рынка также можно прогнозировать значительный подъем.
Валерий Елизарьев, директор киевского представительства Novell
4. Не так давно мы объявили о новой долгосрочной образовательной инициативе, в рамках которой корпорация Novell планирует оказывать ведущим вузам Украины поддержку при обучении специалистов на основе сетевых технологий Novell, в том числе и решений на базе Linux. Первым шагом в реализации этой стратегической программы стала договоренность с НТУУ “КПИ” об использовании программных продуктов и решений компании Novell в базовых курсах данного вуза, посвященных информационным технологиям. Для успешного и эффективного обучения студентов Технического университета Novell окажет методическую поддержку и предоставит НТУУ КПИ лицензии на все необходимые продукты на бесплатной основе.
Инициатива Novell по предоставлению вузам современных программных продуктов — это серьёзный шаг вперед, имеющий целью приблизить нашу систему высшего образованию к тем требованиям, которые предъявляет бизнес к выпускникам вузов.
Сейчас мы подготовили договор с КПИ и вышли на этап согласования того перечня продуктов, которые Novell хотела бы передать этому учебному заведению. Думаю, что до конца года, возможно, со следующего семестра мы успеем интегрировать предлагаемую Novell образовательную программу в учебный процесс.
К концу текущего года наша цель — наладить сотрудничество с несколькими десятками высших учебных заведений во всех регионах страны, но в первую очередь — это ведущие киевские вузы: НТУУ “КПИ”, КНУ им. Т. Шевченко, Киево-Могилянская Академия, МИМ и др.
Что касается обучения в корпоративном секторе, то в рамках своей партнер-ской программы Novell PartnerNet EcoSystem компания уделяет большое внимание партнерам по обучению (Training Partner). Ведущими партнерами по обучению являются учебные центры компаний “Инком” и “Квазар-Микро”, которые имеют большой опыт обучения решениям на базе продуктов Novell и представлены не только в Киеве, но и в регионах.
В рамках развития нашей партнерской сети компания Novell планирует расширить количество сертифицированных учебных центров в крупных областных центрах Украины.