В условиях жесточайшей конкуренции на рынке сотовой связи, операторы с небольшой долей рынка пытаются реализовать альтернативные способы привлечения абонентов. Одним из таких способов можно считать коммерческий запуск технологии EDGE оператором «Астелит», предоставляющим услуги связи под маркой «Life». Однако сам факт запуска новой услуги не гарантирует оператору коммерческого успеха и отвоевания новой доли рынка.


Роман Химич, руководитель медиа-проектов ДП «Сибиус»: Неголосовые сервисы рассматриваются операторами как необходимый, но не приоритетный сегмент бизнеса
Роман Химич, руководитель медиа-проектов ДП «Сибиус»: Неголосовые сервисы рассматриваются операторами как необходимый, но не приоритетный сегмент бизнеса

Прокомментировать сложившуюся ситуацию и возможные предстоящие рыночные изменения согласился Роман Химич, руководитель медиа-проектов ДП «Сибиус».

Р.Х.: Прежде всего, стоит вспомнить, что EDGE — не более чем еще одна технология передачи данных в сетях мобильной связи. Как и любая технология, сама по себе она не представляет потребительской ценности для большинства абонентов. Исключение составляет тонкая прослойка «продвинутых» энтузиастов, для которых важно именно обладание чем-то «продвинутым» и остромодным, да еще более узкая группа технически подкованных пользователей, имеющих достаточно специфические запросы, на которых операторы не ориентируются в силу незначительной доли этой категории потребителей. Во-вторых, не следует забывать, что любая телекоммуникационная услуга характеризуется не только качественными параметрами, но и, в первую очередь, количественными.

PCWeek/UE: Как, по вашему мнению, запуск в коммерческую эксплуатацию EDGE повлияет на рынок в целом?

Р.Х.:
Для анализа того, как именно появление EDGE может повлиять на рынок мобильной связи в Украине, необходимо рассмотреть следующие вопросы. Каков рыночный — осознанный и платежеспособный — спрос на сервисы и услуги мобильной связи, предполагающие использование технологий передачи данных? Каков их объем? Характеристики спроса, включая приемлемую для потребителей стоимость, требования к оборудованию и пр.? Какова динамика спроса? Какие реальные параметры обеспечивает EDGE по сравнению с предыдущими реализациями передачи данных — CSD и GPRS? Соответственно, что изменится для пользователя с появлением технологии? Наконец, создает ли появление технологии новое качество мобильных сервисов и услуг, новую дополнительную потребительскую ценность?

Увы, придирчивый анализ не дает оснований для особого энтузиазма по поводу появления EDGE.

Во-первых, на сегодняшний день участники рынка мобильной связи Украины не смогли создать условий для появления массового спроса на сервисы и услуги, предполагающие передачу данных. Электронная почта и мгновенные сообщения посредством мобильных телефонов остаются уделом обладателей недешевых смартфонов и коммуникаторов. Доступ к информационным ресурсам всемирной сети посредством просмотра WAP-ресурсов, о чем так много было сказано и обещано еще несколько лет назад, остается малопопулярным нешевым занятием. Скачивание специально подготовленного контента для мобильных телефонов — рингтонов и логотипов — не создает существенного трафика. О многопользовательских играх, просмотре телепередач и интернет-радио никто даже не заикается.

Таким образом, остается возможность использования мобильной связи для подключений ноутбуков и домашних ПК, просмотра и закачивания содержимого WAP-ресурсов и пр.

Кроме того, серьезной проблемой остается качество беспроводного доступа. Известно, что и GPRS и EDGE используют те же сетевые ресурсы, что и голосовой трафик. Не секрет, что операторы мобильной связи Украины, особенно национальные, испытывают дефицит этих ресурсов и вынуждены использовать механизм приоритизации при обслуживании абонентов разных категорий. Первыми в случае исчерпания свободных каналов в соте страдают именно пользователи сервисов передачи данных. Поэтому сложно назвать GPRS полноценным сервисом. Операторы не могут гарантировать не только скорость соединения, но и саму его возможность. Увеличение скорости передачи данных в 1,5—2 раза благодаря появлению EDGE принципиально ничего не изменит. Тем более, что, судя по данным тестов, широко разрекламированная технология EDGE в лучшем случае позволяет получать скорости порядка 40—50 Кбит/с, что сопоставимо со скоростью качественного dial-up-подключения.

На рынке недостаточно терминалов, поддерживающих технологию. Они принадлежат к верхнему ценовому сегменту, а это автоматически не позволяет сделать услугу массовой.

PCWeek/UE: Стоит ли ожидать запуска EDGE со стороны других операторов и когда?

Р.Х.:
Украинские операторы мобильной связи не имеют стратегии развития неголосовых сервисов и услуг. Как крупные, так и мелкие операторы делают ставку на привлекательные тарифы за пользование голосовым сервисом. В лучшем случае — дешевые SMS внутри своей сети. Неголосовые сервисы рассматриваются ими как необходимый, но не приоритетный сегмент бизнеса.

можно сделать вывод, что из-за незначительного количества терминалов с поддержкой технологии, а также отсутствия массового спроса на неголосовые сервисы и услуги и целенаправленной политики со стороны операторов существование EDGE не будет для пользователей весомым фактором при выборе оператора. Соответственно, запуск EDGE «Астелитом», возможно, не принесет существенных дивидендов компании и не сможет побудить конкурентов ускорить внедрение технологии в своих сетях.

Доминирование операторов является основной преградой на пути развития рынка контента в сетях передачи данных. До сих пор они сосредотачивают усилия на улучшении качества покрытия. Развитию и производству контента, включая неголосовые сервисы и пр., уделяется недостаточное внимание. А создатели и поставщики контента, контент-провайдеры, целиком зависят от них финансово и технически.

PCWeek/UE: Что, по вашему мнению, нужно изменить в отечественном законодательстве, для того чтобы новые технологии на рынке мобильной связи развивались более интенсивно?

Р.Х.:
Для изменения ситуации в законодательстве есть все необходимое. В первую очередь, речь идет о Национальной комиссии по вопросам регулирования связи, которая должна выполнять функцию стратегического планирования и контроля за развитием телекоммуникационной сферы.
Для этого созданы все законодательные предпосылки. Необходима политическая воля. Но это предмет отдельного разговора.

Скорость передачи данных в разных стандартах
Протокол передачи данных
CSD/GSM Data
GPRS
EDGE/EGPRS
3G
Максимально возможная (практическая) скорость передачи данных (Кб/с)
9,6
115 (64)
474 (384)
2048
Тарификация
время соединения
трафик
трафик
-


Техническая справка

Технология передачи данных EDGE дает возможность просматривать WAP- и Интернет-ресурсы как с мобильного телефона, так и при использовании модемных функций терминала, подключенного к компьютеру, ноутбуку или КПК. EDGE предоставляет возможность доступа к WAP- и Интернет-сайтам, приема и отправки MMS-сообщений и электронной почты на более высокой скорости в сравнении с GPRS (см. табл.).

Также эта технология позволяет организовать «мобильный офис», то есть получить доступ к корпоративной сети, выход в интернет, возможность проверки почты. Для того чтобы оценить все преимущества использования EDGE в корпоративном секторе, необходимо наличие ноутбука и мобильного телефона с поддержкой EDGE.

Однако назвать EDGE революционно новой технологией нельзя, её следует рассматривать как промежуточный этап в эволюционном процессе, ведущем к внедрению сетей 3G.

Сети третьего поколения, в свою очередь, предоставят возможность абонентам использовать мобильное телевидение, потоковое аудио, видеосвязь, видеоконференции и другие функции.

Компания «Астелит» (ТМ Life) установила тарифы на EDGE сходные с GPRS. Чтобы воспользоваться EDGE, пользователь должен находиться в зоне его покрытия (центр Киева, Одессы и Днепропетровска) и иметь телефон с его поддержкой. Мобильный телефон с поддержкой EDGE одной из первых выпустила компания Nokia.