Процесс внедрения современных ИТ-технологий на государственных предприятиях в силу объективных причин имеет свою специфику. Недостаточное и/или нестабильное финансирование, зачастую отсутствие понимания проблематики со стороны высшего руководства, сложности поиска квалифицированных кадров — этот список можно продолжать долго. Вместе с тем, на фоне коллапса многих вчерашних градообразующих гигантов остались и те, которые сумели трансформировать свою деятельность в соответствии с новыми реалиями рынка и стали постепенно улучшать показатели.


Игорь Боченко, начальник отдела АСУП ГП “Укрспецвагон”
Игорь Боченко, начальник отдела АСУП ГП “Укрспецвагон”

Одно из таких предприятий — ГП “Укрспецвагон”, переживавшее в начале 90-х гг. спад производства продукции, но в результате добившееся положительной динамики роста. Во многом благодаря своевременному внедрению новых ИТ-технологий и автоматизации производства. Отдел центра автоматизированных систем управления предприятием (АСУП) возглавляет Игорь Боченко, человек, стоявший у истоков его создания и рассказавший PCWeek/UE о положении дел на предприятии в настоящий момент.

Постановка задачи

Если раньше вагоны (преимущественно грузовые) находились в собственности железных дорог, то теперь они стали постепенно поступать на баланс предприятий, которые могут их эксплуатировать, обслуживать и содержать в технически исправном состоянии. Впервые такой эксперимент начали проводить в ГП “Укрспецвагон” около 10 лет назад. С тех пор на баланс центра поступило около 12 тыс. единиц подвижного состава — вагоны для перевозки минеральных удобрений, горячих железнорудных окатышей, цистерны для вязких типов продукции, платформы для автомобильных и контейнерных перевозок. Процесс передачи вагонов продолжается и сейчас.

В процессе формирования ГП “Укрспецвагон” возникла задача учета подвижного состава и взаимоотношений с клиентами, в первую очередь, по аренде вагонов. Появилась необходимость постоянно отслеживать техническое состояние вагонов в соответствии с железнодорожными нормативами, выполненные работы, движение по клиентам. Для анализа деятельности предприятия требовалась информация по получаемым доходам с каждого вагона, типа подвижного состава, в зависимости от сезона и т. д. Так компания пришла к пониманию необходимости создания информационного отдела.

Проблемы и пути преодоления

Поскольку готовые модели решения поставленных задач отсутствовали, а их западные аналоги мало соответствовали отечественным реалиям, задачи пришлось решать методом проб и ошибок, постоянно подыскивая наиболее подходящие варианты. Изобретать собственные инструменты и подходы для оптимизации деятельности ГП “Укрспецвагон” его сотрудникам приходится и сейчас, поскольку каждые несколько месяцев в схеме работы предприятия происходят изменения. В результате, проведена огромная работа по внедрению прогрессивных технологий и накоплен уникальный опыт.

Задачу внедрения современных ИТ-технологий в “Укрспецвагоне” очень усложняло его не самое выгодное географическое месторасположение в поселке Панютино Лозовского района Харьковской области. По причине высокого уровня безработицы в регионе из него идет большой отток кадров в соседний Харьков и в меньшей степени в Днепропетровск и Киев. На сегодняшний день “Укрспецвагон” остается единственным крупным стабильно работающим предприятием в этой местности, которое, тем не менее, переживает острый дефицит квалифицированных сотрудников. Поэтому в центр, и в отдел АСУП в частности, активно привлекают способных учащихся местных школ и затем обучают в рамках самого предприятия.

Похожая проблема возникла и с интеграторами, которые еще несколько лет назад просто не желали браться за реализацию проекта на удаленном от крупных городов предприятии. Тогда существовало достаточно незакрытых ниш непосредственно в областных центрах, и компании неохотно рассматривали проекты, связанные с постоянными командировками их сотрудников. Поэтому ГП “Укрспецвагон” пришлось рассчитывать преимущественно на свои силы.

Автоматизация деятельности предприятия

Отдел АСУП ГП “Укрспецвагон” принял решение внедрять открытую систему, посчитав, что строить долгосрочные партнерские отношения с какими-либо разработчиками проприетарных систем очень рискованно. С учетом объемов доступных для реализации проекта средств выбор был сделан в пользу платформы “1С:Предприятие 7.7”. К внедрению системы в 2000 году приступили специалисты харьковского ВЦ “Орбита”. Также центр сотрудничает с компанией “ТМ Софт”, которая поставляет ПО по управлению перевозками.

Предприятие располагает системой серверов с централизованным управлением, начиная от подсистем хранения данных и заканчивая доступом к ресурсам. Практически все серверы ГП “Укрспецвагон” произведены компанией “МКС” на платформе Intel Xeon:

два четырехпроцессорных сервера для “1С:Предприятие”, основной и терминальный;
два двухпроцессорных сервера под управлением ОС Microsoft Windows 2000 Server для контроллера, основной и резервный;
два файловых сервера, основной и резервный.

Предприятие постепенно наращивало необходимую для работы внедряемых приложений аппаратную базу и сетевую инфраструктуру, которая сейчас объединяет около 130 персональных компьютеров и 30 тонких клиентов. Последние позволили создать максимальное количество рабочих мест при минимальных финансовых затратах. Среди прочих достоинств тонких клиентов — минимальные габаритные размеры и отсутствие вентиляторов, как следствие — шума и пыли. Очевидные преимущества этих систем позволяют рассчитывать на увеличение их доли на предприятии в перспективе. В настоящий момент часть тонких клиентов ГП “Укрспецвагон” представляют собой переделанные соответствующим образом обычные компьютеры, еще часть производства Hewlett-Packard поставила в прошлом году компания “МКС”, выигравшая объявленный тендер.

Поскольку территория предприятия достаточно большая, а административные здания с управленческим аппаратом, бухгалтерией и инженерами разнесены между собой, в 2001 году между ними проложили около километра оптоволоконного кабеля. На тот момент это была новая для отечественного рынка технология — компания “МКС” оказывала помощь в ее внедрении, предоставляла консультационные услуги.

В вопросах безопасности ГП “Укрспецвагон” полностью руководствуется приказами, распоряжениями, нормативами и требованиями “Укрзализныци”. С целью предотвращения утечки информации и заражения вирусами пользователи компьютеров и тонких клиентов используют сторонние приложения.

Миграция на “1С:Предприятие 8.0”

Необходимость дальнейшего расширения функциональности информационной системы ГП “Укрспецвагон” стала причиной начала миграции на платформу “1С:Предприятие 8.0”. Шестилетний опыт эксплуатации “1С:Предприятие 7.7” показал, что возможностей этой версии уже недостаточно для автоматизации новых участков деятельности центра. Для перехода на “1С:Предприятие 8.0” “Укрспецвагон” недавно приобрел дополнительный четырехпроцессорный сервер производства HP на основе процессоров Intel Xeon. По оценкам сотрудников, ответственных за внедрение новой системы, весь процесс продлится в лучшем случае два года.


“Укрспецвагон” является во многом уникальным предприятием, от работы которого зависит бизнес многих других индустриальных компаний. Географическая протяженность “Укрспецвагона” составляет 5 км.
“Укрспецвагон” является во многом уникальным предприятием, от работы которого зависит бизнес многих других индустриальных компаний. Географическая протяженность “Укрспецвагона” составляет 5 км.

Отдельный сервер для “1С:Предприятие 8.0” позволяет организовать параллельную работу платформы предыдущей версии “1С:Предприятие 7.7”, и таким образом, процесс миграции не влияет на уже автоматизированные участки. По мере введения в эксплуатацию дополнительных модулей “1С:Предприятие 8.0” количество выделенных серверов для этой системы можно увеличить. Технически процесс перехода на более новую версию организовать достаточно просто — гораздо сложнее решить вопрос квалификации кадров, которым в течение некоторого времени придется иметь дело с обеими системами одновременно.

Платформа “1С:Предприятие 7.7” пока продолжает работать в полном объеме — в силу отсутствия порядка передачи недостающих данных от одной системы к другой пока нет возможности исключать из  нее модули, переделанные для “1С:Предприятие 8.0”. Чтобы обеспечить такую связку, необходимо проделать большую работу, требующую значительных временных и финансовых затрат. Поэтому “Укрспецвагон” принял решение сначала как можно быстрее целиком продублировать функционал “1С:Предприятие 7.7” на “1С:Предприятие 8.0” и впоследствии от первого просто отказаться. Далее настанет очередь автоматизации участков предприятия, ранее не охваченных предыдущей версией платформы. Если избранная схема миграции в силу каких-либо причин не оправдает себя, “Укрспецвагон” в ходе внедрения намерен внести в нее необходимые коррективы.

Пока идет первый этап пробной автоматизации складского учета, за которым последует автоматизация полного производственного цикла и планирования. Это потребует регистрации сотен тысяч операций в день, отслеживания в режиме реального времени движения запчастей, материалов, их установки на вагонах. Поскольку большинство деталей номерные, можно завести соответствующую базу и знать полностью, из чего состоит каждый вагон. Такой подход сократит риск различных происшествий, включая воровство и подмену.

В более отдаленной перспективе внедрение “1С:Предприятие 8.0” позволит построить систему учета, которая даст возможность видеть не только перечень материалов и запчастей, поставленных на вагон, но даже затраченное количество электроэнергии и сопутствующих расходных материалов, например, кислорода для сварки. Центр получит отсортированную по клиентам информацию и сможет оценить степень фактического износа вагонов, побывавших у отдельно взятого заказчика. В случае необходимости последние будут возмещать собственные затраты центра. Решить проблему поможет одновременное внедрение системы считывателей и маркировки каждой детали и узла штрих-кодами на складе или в процессе установки.

Результаты

Время показало, что схема работы ГП “Укрспецвагон” полностью оправдала себя. Несколько лет назад центр впервые в Украине после десятилетнего перерыва начал покупать и строить новый грузовой подвижной состав, в частности, окатышевозы и цистерны для перевозки вязких нефтепродуктов производства ОАО “Азовмаш” и “Днепровагонмаш”, а также освоил строительство нового подвижного состава на собственных мощностях.

“УКРСПЕЦВАГОН”


Государственное предприятие “Украинский государственный центр по эксплуатации специализированных вагонов” создан на базе Панютинского вагоноремонтного завода Южной железной дороги, которому недавно исполнилось 135 лет. Предприятие выполняет различные виды регламентного ремонта грузового подвижного состава, производит широкий спектр запасных частей к грузовым вагонам, занимается эксплуатацией, обслуживанием и строительством вагонов, как собственных, так и общесетевых (собственников дорог и сторонних предприятий). Возможна аренда, на договорной основе, от одного вагона на десять суток до полутора тысяч на год и более. С прошлого года центр перешел на новый вид деятельности, став экспедитором, т.е. непосредственным перевозчиком грузов. На предприятии занято около 2 тыс. сотрудников.

Территория “Укрспецвагона” составляет 50 га и может единовременно вмещать до 1500 вагонов. На предприятии действует цеховая структура управления производством, состоящая из четырех основных цехов, четырех вспомогательных и одного самостоятельного участка. В зависимости от технологической стадии вагоны поочередно проходят через них по конвейерному принципу, после чего уходят на пути общего пользования.