Телеприсутствие — это последнее поколение технологий видеоконференций, оно предлагает компаниям существенные выгоды. Но CIO должны знать и потенциальные сложности процесса.

Крейг Кауфман изучал производителей оборудования для видеоконференций в течение многих лет, но никогда даже не пытался приобрести ни один из этих продуктов для своей собственной компании Kaufman Bros., инвестиционного банка и брокерской фирмы с мощным исследовательским отделом, которая специализируется в области коммуникаций, медиа и технологий.

СЕО Кауфман имеет степени в области компьютерных наук и математики вдобавок к МВА и считает себя «практикующим банкиром, но технологом и математиком в душе». Технологии видеоконференций очень мало интересовали его до недавнего времени, пока он не установил в своих компаниях решение Digital Presence разработки Telanetix. И совершенно об этом не жалеет: «Я рекомендую сделать это каждому, с кем общаюсь, эта инновация меняет всё».

Хотя Кауфман изучал системы видеоконференций в течение многих лет, он всегда считал, что большинство из них не слишком функциональны. «Впервые я увидел нечто действительно впечатляющее, — сказал он, характеризуя Digital Presence, — с помощью чего я и мои бизнес-партнеры можем взаимодействовать практически как в реальности». Кроме того, эту систему так же просто использовать, как и обычный телефон, и это положило конец многолетней любви к технологии видеоконференций только со стороны технологических экспертов.

Новое поколение видеоконференций часто знают под другим именем — телеприсутствие, что подчеркивает, до какой степени отличается впечатление от работы с этим решением («как будто находишься рядом») от прежних видео­конференций. Это именно такой тип технологий, который может произвести впечатление на СЕО, CFO и членов совета директоров.

Однако у CIO могут быть смешанные чувства, поскольку он оказывается между восторгами совета директоров по поводу новой технологии и практическими деталями внедрения. С одной стороны, CIO может получить указание установить эти системы видеоконференций «еще на вчера», во всяком случае в комнатах руководства. С другой — этот ажиотаж может помочь CIO привлечь внимание к необходимости модернизации сети, от чего выиграют и другие приложения.

В некотором смысле то, что установил у себя Кауфман, не может называться «телеприсутствием», поскольку это оборудование компании Telanetix расположено в обычной комнате для переговоров, а не в специально приспособленном помещении. Но Кауфмана совершенно не заботит, как вы будете называть эту систему, поскольку данная технология дала ему возможность заниматься бизнесом по-другому, примерно так же, как коммуникатор BlackBerry позволил пользоваться электронной почтой даже тогда, когда он не находится за своим компьютером.

Кауфману теперь просто не надо путешествовать из своего офиса в Нью-Йорке в отделение банка в Сан-Франциско, например, для проведения переговоров о приеме на работу. «Я больше не летаю, — говорит он. — Я нанимаю новых сотрудников, не встречаясь с ними персонально».

Он установил новую технологию и в новом офисе в Бостоне и планирует использовать видеосвязь для того, чтобы привлечь трейдеров из других городов в свою компанию. Аналитики Кауфмана применяют это оборудование для того, чтобы давать интервью и экспертные комментарии в прямом эфире для канала CNBC.

Телеприсутствие — это термин, который перекочевал в бизнес из научной фантастики и технологических исследований в таких местах, как MIT Media Lab. Он иногда применяется к гораздо более футуристическим концепциям, включая голографические образы роботов, встречающих приезжающее руководство.

В этой статье мы будем вкладывать в данный термин тот же смысл, который наиболее часто придается ему сегодня, в особенности компанией Cisco, использовавшей свою систему TelePresence даже в триллере канала Fox TV «24» в качестве системы видеоконференций, когда участники были представлены своими телеобразами с высоким разрешением (HD) на одном или нескольких видеоэкранах. К этому надо добавить высококачественное аудиосопровождение, продуманное освещение и дизайн комнаты для переговоров, что усиливает впечатление разговора с коллегами, как будто сидящими за другой стороной стола, даже если они находятся на другой стороне планеты.

Я впервые столкнулся с этой технологией, когда «встретился» с членами маркетинговой группы Cisco TelePresence, придя в один из офисов продаж Cisco. Дежурная в приемной сопроводила меня в комнату переговоров, где я уселся в лучах ламп перед полутораметровым HD-экраном с камерой. Она показала мне на экране IP-телефона Cisco, что мои переговоры поставлены в очередь, и попросила нажать одну из кнопок в назначенное время.

Когда я это сделал, то обнаружил, что смотрю на комнату переговоров в Калифорнии, которая выглядела зеркальным отражением той, в которой сидел я сам. Единственное различие состояло в том, что в моей комнате стояла система TelePresence 1000 с одним экраном, а там — TelePresence 3000 с тремя экранами. Многоэкранные системы позволяют проводить встречи большего масштаба, показывая одного или двух человек на каждом экране, в то время как одноэкранная система будет переводить камеру на того участника (если их много и они сидят за разными столами), кто говорит в данный момент.

Еще один активный игрок на рынке телеприсутствия — компания Hewlett-Packard, создавшая систему Halo с помощью фирмы Hollywood DreamWorks Animation SKG, которая хотела разработать современную систему видеоконференций для своих целей. Такие проекты, как фильм «Шрек», подразумевают сотрудничество между людьми в самых разных местах Калифорнии и Великобритании, а DreamWorks хотела сократить расходы на командировки, создав виртуальное пространство, в котором участники в разных местах могли взаимодействовать, как будто они собрались за одним столом.

«Главным прорывом стало наше решение отбросить все ограничения и обратить внимание на человеческий опыт», — отмечает Леон Дэвидсон, который входил в команду НР, разрабатывавшую Halo, а теперь занимает пост CIO Telepresence Solution, где он консультирует по вопросам принятия решений о покупке и внедрении систем телеприсутствия. Дизайн продукта Halo был создан при участии психологов и социологов в тесном контакте с технологами. Это дает уверенность в том, что продукт обеспечит «человеческий контакт» на расстоянии. Хотя изображения на экране Halo чуть больше, чем в жизни, Дэвидсон подчеркивает, что главной целью было достичь эффекта прямого контакта «глаза в глаза» в сочетании с аудиосвязью «лучше, чем в жизни».

При том что Дэвидсон очень гордится своей работой с Halo, он не всегда рекомендует это решение к использованию. Halo предлагается как управляемая услуга, работающая в частной сети, эксплуатируемой НР. Это очень удобно для компаний, которые готовы тратить средства на новые технологии, но не хотят управлять ими самостоятельно.

Однако организации, уже вложившие средства в широкополосные конвергентные сети для поддержки таких приложений, как передача голоса по интернет-протоколу, могут получить выгоду от предложения Cisco, продвигающей свои линии TelePresence отчасти для того, чтобы создать потребность в своем сетевом оборудовании, считает Дэвидсон. И это не лишено смысла, говорит он, поскольку CEO буквально ослеплены тем, что может им дать телеприсутствие, и начинают проявлять энтузиазм к выделению средств для модернизации сетей.

Тем временем такие традиционные производители оборудования для видео­конференций, как Tandberg, называют телеприсутствие «видеоконференциями на стероидах». Они гораздо больше мотивированы на поддержку обратной совместимости с оборудованием для видеоконференций, которое не удовлетворяет стандартам телеприсутствия, отмечает Дэвидсон.

Конфликтующие точки зрения

Взаимосовместимость телеприсутствия с другими формами видеоконференций очень важна. Ларри Кинлан, CIO нью-йоркской аудиторской компании Deloitte USA, говорит, что должны прийти времена, когда человек, не сумевший по тем или иным причинам добраться до комнаты телеприсутствия, сможет участвовать в беседе с помощью Web-камеры на своем ноутбуке.

Компания Deloitte разворачивает некую смесь комнат телеприсутствия Polycom RPX (Real Presence Experience) и менее сложного оборудования для видеоконференций HD. «У меня сотни точек присутствия в США, и я был бы ненормальным, если бы всюду ставил специально созданные высокотехнологичные комнаты», — говорит Кинлан. Deloitte сегодня имеет около десятка комнат телеприсутствия, и их число может вырасти до двадцати. Компания хочет иметь HD-видео в каждом офисе, но только пятая часть этих офисов получит специально созданные комнаты.

Кинлан считает, что технология телеприсутствия представляет собой большой скачок по сравнению с предыдущим поколением систем видеоконференций, с которыми трудно было работать, поскольку они давали нечеткое изображение, разбитое на кусочки. «Я не считаю, что качество телеприсутствия переоценивают, — говорит он. — Когда вы берете сочетание высококачественного звука, хорошей картинки и специальной комнаты, всё это работает лучше, только стоит очень дорого».

Многие не согласны с Кинланом. Как правило, компании с развитой инфраструкторой видеоконференций посмеиваются над теми инновациями, которые несет с собой телеприсутствие. По их словам, плохая репутация видеоконференций в основном была вызвана поддержкой многочисленных функций, что вело к избыточной сложности.

Дэвид Данто, директор по новым технологиям компании Interactive Multimedia Collaborative Communications Aliance, считает, что производители оборудования для видеоконференций производят впечатление людей, которые говорят: «Мы всё можем делать хорошо — для того чтобы все работало, вам надо просто давить на эту кнопку». Это может быть приемлемо для компаний, которым нужно интенсивное взаимодействие рабочих мест, оснащенных одинаковым оборудованием, уверен он, но это не сработает, если требуются более разнообразные решения и технологии.

Данто считает более перспективными видеофоны в настольных ПК. Телеприсутствие может дать компаниям возможность взглянуть на видеокоммуникации новым взглядом, но такие функции, как простота использования, качество и надежность, могут быть предоставлены без больших экранов и специально оборудованных комнат. «Конечно, приятно общаться через большой экран, но это совсем не значит, что вы не можете все узнать, глядя на маленький экран», — считает Данто.

Кауфман, СЕО инвестиционного банка, тестировал решения, построенные со специальными комнатами, и они ему не нравятся. «Они мне кажутся не слишком удобными, — говорит он. — Вы обязательно должны сидеть в определенном месте, а это для меня не очень комфортно». Для него большое значение имеет качество изображения, когда есть возможность посмотреть в глаза тому, с кем говоришь. «Для этого совсем не нужно специальное освещение», — подчеркивает он.

Но не все согласны и с мнением Кауфмана. Компания United Steel Workers, например, отнеслась к версии телеприсутствия очень серьезно, когда начала использовать оборудование Tandberg для организации взаимодействия с британским и ирландским проф­союзом Unite по поводу планируемого слияния. Эти переговоры, кстати, привели к соглашению о сотрудничестве в деле образования новой глобальной организации Workers Uniting, а технология телеприсутствия сыграла важную роль в достижении такого решения.

«Мы построили две совершенно одинаковые, вплоть до столов, обоев и других деталей, комнаты», — говорит Майк Крюгер, директор по информационным системам United Steel Workers, добавив, что именно вся обстановка телеприсутствия сыграла едва ли не определяющую роль.

После нескольких месяцев регулярных авиаперелетов между США и Европой в начале переговоров экономия от применения телеприсутствия стала очевидной. «Чтобы заплатить за эту технологию, требуется отмена не такого уж большого количества перелетов двадцати людей в Лондон и обратно, — сказал Крюгер. — Благодаря применению такой технологии мы теперь можем чаще встречаться».

У технологии телеприсутствия есть и другие плюсы. Система, помимо ее использования для связи руководителей двух профсоюзов, поддерживает и еженедельные встречи между ИТ-отделами здесь и там. Сегодня система соединяет два места — Питсбург и Лондон; скоро будет добавлено и третье, которое Workers Uniting организуют в собственной штаб-квартире, возможно в Австралии.

Обеспечивая успех

Ключ к успешному развертыванию этой технологии, по мнению Крюгера, в том, чтобы она была надежна и обеспечивала высокое качество. Именно поэтому альянс профсоюзов развернул систему телеприсутствия в отдельной сети DS3 компании AT&T.

Это общепринятая стратегия. «Си­стемы телеприсутствия почти во всех случаях их продажи разным компаниям работают в отдельных параллельных сетях, а не в конвергентных», — подчеркнул Боб Сидель, вице-президент по продажам и маркетингу подразделения ВТ, которое предлагает управляемые услуги телеприсутствия на базе оборудования компаний Cisco, Polycom и Tandberg.

Другими словами, для того чтобы гарантировать хорошую работу, многие компании запускают технологию телеприсутствия в отдельной сети, боясь, что аппетит этого приложения в отношении полосы пропускания приведет к перегрузке ядра корпоративной сети.

Кинлан говорит, что компания Deloitte начала эксплуатировать систему телеприсутствия в отдельной сети, но ведется работа над изменением этой ситуации. «Мы уже разобрались в этой технологии и думаем, что не обязательно эксплуатировать ее в отдельной сети», — полагает он. Перемещение данного приложения в общую сеть с адекватным управлением качеством позволить ему делить полосу пропускания с другими приложениями, что очень важно для масштабирования технологии.

«Сейчас мы рассматриваем телеприсутствие как часть нашей общей стратегии использования видео», — отмечает Кинлан, добавив, что это будет «самая важная и самая дорогая часть нашей стратегии».

Ключевые вопросы, которые надо задавать о технологии телеприсутствия

1. Вписывается ли система телеприсутствия в более широкую технологию видеокоммуникаций?

Для некоторых компаний ответ может быть «нет», если телеприсутствие — это первая видеотехнология компании, в которую руководство решило вложить средства. Однако для многих других больших компаний может быть важно встроить эту технологию в архитектуру, которая уже содержит прежде созданные комнаты для видеоконференций, видео для настольных ПК и корпоративного видеовещания. Данные требования подразумевают, что компания сначала будет рассматривать систему телеприсутствия тех производителей, которые уже поставляли им видеотехнологии, вместо того чтобы закупать совершенно новое оборудование.

Вам нужен «роллс-ройс», «лексус» или городская машина типа «линкольна»?

Причина, по которой средства вкладываются в видеотехнологии, заключена в стремлении получить высочайшее качество, именно такое, какое может быть обеспечено для руководства компании. Но насколько высокое качество действительно необходимо вам? И насколько вы убеждены, что технология даст вам то, за что вы заплатили? Будет ли дорогостоящее оборудование давать более высокое качество? И можете ли вы найти нечто столь же хорошее (или близкое к тому) у более дешевых производителей? Чтобы получить ответы на эти вопросы, вам надо исследовать различные системы, имеющиеся в наличии, и поговорить с профессионалами, которые используют их.

2. Готова ли наша сеть к телеприсутствию?

Если вы действительно хотите предоставить возможность «как будто быть рядом», вам придется выделить достаточную полосу пропускания и возможность обеспечить приоритет этому трафику, тогда вы сможете получить кристально четкое и ясное изображение и такого же качества звук. Даже если вы уже сделали необходимые вложения в развитие сети для внедрения таких приложений, как передача голоса по IP, вы все равно должны провести оценку и убедиться, что сможете поддерживать это очень «жадное» до полосы пропускания приложение.

3. А что, если наша сеть не готова?

Возможно, это приложение заслуживает того, чтобы убедить совет директоров вкладывать деньги в модернизацию сети и поддержание ее в наилучшем состоянии. А можно установить несколько отдельных высокоскоростных связей между теми местами, где установлены системы телеприсутствия, в качестве промежуточной меры.

4. Должны ли мы управлять ею самостоятельно?

Если у вас уже есть опытные сотрудники, знающие видео- и сетевые технологии, вы сможете добавить к их нагрузке обязанность поддерживать систему телеприсутствия. С другой стороны, привлечение внешнего вендора для управления сетью может снизить вашу потребность в обслуживающем ее персонале и даст вам более квалифицированную поддержку — например, круглосуточный контроль и гарантии уровня обслуживания.

Система телеприсутствия HP Halo предоставляется исключительно как управляемая услуга, и такие сетевые операторы, как ВТ, предлагают управляемую услугу телеприсутствия, базирующуюся на продуктах многих производителей.